[ПО ПОВОДУ СТАТЬИ ЮРИЯ КОЛКЕРА
ЛИПКИН ВСПОМИНАЕТ ГРОССМАНА
Страна и мир №10, октябрь 1986]
Я с огорчением воспринял публикацию в №10 нашего журнала за 1986 г. рецензии Ю. Колкера на последнюю книгу Семена Липкина. Точнее говоря, я имею в виду не то, что Ю. Колкер написал о книге (это вопрос согласия или несогласия, а не огорчения), а те абзацы, которые автор рецензии посвятил С. Липкину — человеку.
Ю. Колкер достаточно обстоятельно для маленькой рецензии доказывает, что С, Липкин был конформистом. Вероятно, действительно был: советская реальность такова, что через эту стадию в той или иной мере проходят все советские граждане, даже те, кто ныне считают себя самыми воинствующими антикоммунистами. Не составил исключения и автор рецензии кандидат наук Ю. Колкер. Имена тех, кто конформистом не был никогда, мы, увы, узнаем обычно с большим опозданием, если узнаем вообще.
Нравственная сила человека определяется не тем, был ли он или не был конформистом, а тем, нашел ли он в себе силы им перестать быть и заявить об этом в открытую.
С. Липкин смог это сделать — притом, находясь не здесь, в безопасном зарубежье, а там.
Мне кажется, что написанное Ю. Колкером, — написанное сейчас, когда 75-летний поэт находится в столь трудных жизненных обстоятельствах, — это элементарная человеческая бестактность.
Я хочу извиниться перед Семеном Израилевичем Липкиным за эту публикацию.
Кронид Любарский
журнал СТРАНА И МИР (Мюнхен) №11, ноябрь 1986, стр. 96.