Юрий Колкер: Из тематических передач русской службы Би-Би-Си в Лондоне/ Радиожурнал русской службы Би-Би-Си Парадигма №17, 7 июля 1992

Юрий Колкер

КАСПИЙСКОЕ ЧУДОВИЩЕ

ИЗ РАДИОЖУРНАЛА ПАРАДИГМА №17
РУССКОЙ СЛУЖБЫ БИ-БИ-СИ В ЛОНДОНЕ, 1990-1999

(ведущий Юрий Колкер)

(7 июля 1992)

ГОЛОС: Западные военные специалисты знали об этом странного вида советском самолете уже не одно десятилетие. В Советском Союзе он назывался экранопланом, ибо обладал мощными закрылками, с помощью которых при взлете и посадке создавал крыльевую воздушную подушку. Он вполне оправдывает свою кличку и в самом деле выглядит чудовищем — причем не только сверху, откуда его наблюдали западные спутники. Громадная десятимоторная машина с широкими короткими крыльями снабжена двумя воздухозаборниками, вынесенными в носовую часть фюзеляжа, так что если смотреть на нее спереди, перед вами — драконья морда: страшающих размеров нос и два глаза.

Самолет был создан для быстрой переброски войск. После распада Советского Союза российские инженеры задались целью переоборудовать его для мирных целей, а финансовые трудности вынудили их искать поддержки за рубежом. Проектом заинтересовались Южная Корея и Индонезия, но еще больше — Великобритания. Недавно британские фирмы и специалисты подписали с российской стороной соглашение о сотрудничестве. Мы связались с одним из руководителей проекта профессором Кранфилдского технологического института Питером Томассоном и попросили его характеризовать российский самолет. Он сказал нам, что эта машина обладает всеми свойствами судна на воздушной подушке, притом судна-амфибии, способного подняться в воздух как с водной поверхности, так и с неподготовленного плацдарма типа прибрежной полосы. Но вместе с тем ее скорость во много раз превосходит скорость таких судов, а по радиусу действия почти не уступает самолетам с фиксированным профилем крыла.

Крыльевая воздушная подушка, всегда возникающая при посадке и досаждающая летчикам обычных самолетов, в проектируемой усовершенствованной модели будет искусственно поддерживаться за счет низкого полета — в целях экономии горючего. При этом новая машина сохранит и качества обыкновенного самолета, способного подниматься на высоту до трех километров, что совсем небесполезно при полетах через Ламанш, — ведь ей предстоит преодолевать белые скалы Дувра. Недостатком полета на воздушной подушке обыкновенно является тряска. Она почти отсутствует при штиле, но стоит морю разыграться, как вы окажетесь не в лучшем положении, чем всадник, скачущий по ухабистой дороге. Впрочем, российская сторона уверяет, что разработала надежную автоматическую систему сглаживания этих воздушных ухабов. Что ж, если она зарекомендует себя не хуже, чем другие — признанные — достоинства бывшего десантного самолета, то и люди, страдающие морской болезнью, могут предпочесть полет на Каспийском чудовище — путешествию по железной дороге под Ламаншем. А достоинства бывшего советского самолета признаны. Авторитетные специалисты говорят, что хотя самолет этот создан давно, он по-прежнему нов — в том смысле, что уникален. Столь своеобразной и универсальной конструкции в мире больше не существует.


Юрий Колкер